Самый лучший, на мой взгляд, фильм об интернационалистах. 1944-й год, четверо немецких военнопленных сознательно вступают в ряды Красной армии. В фильме много военных, оружия (штурмгеверы) и техники, но нет боев. Это история про мучительный выбор, про тяжелый разрыв с боевыми друзьями и про главную дилемму: как стрелять в "своих"? За весь фильм - всего один труп, но он служит одновременно точкой невозврата и обновления. Великолепнейшая работа немецких сценаристов из ГДР. Даже не заглядывая в их биографии скажу, что в съемочной группе точно были люди прошедшие лагеря для военнопленных - настолько убедительно показаны лагерный быт, типажи, разговоры и передано общее настроение. Все роли и диалоги прописаны досконально и заставляют верить "от и до". Беспомощный в своей ненависти к немцам лагерный политкомиссар - пожилой еврей. Каждый день он читает пленным шаблонные агитки и осознает свою бесполезность: "- Почему вы не слушаете меня? - Парни вам не верят, вы говорите какую-то ерунду. - Например?! - Ну, то, что в вашей стране рай для рабочих. А мы никакого рая тут не видим. - Но это же правда! А что бы вы сказали на моем месте? - Я бы сказал, что русские были раньше очень бедными, и построили все вокруг с огромным трудом. А теперь мы хотим все это у них отобрать". Трогательный в своей несоразмерной шинели мобилизованный интеллигентный штатский германист, который сопровождает четверку немцев на фронт в разведбат. При этом он литовец и сам говорит по-русски с чудовищным акцентом. В поезде им выдана бронь в отдельное купе, но туда постоянно ломятся солдаты. Он выходит в коридор, закрывает дверь и твердит проходящим солдатам: "Бронь, проходите! Там едут чехословацкие корреспонденты!" - Он сказал, что мы чехи? - *лица немцев в купе* Партизанский генерал, который на поезде едет до аэродрома: "- Ешьте мед. Он липовый. Там вся аптека в горшочке. Я же пасечник, потомственный. А генералом меня сделали вы, немцы". Наш молоденький разведчик, совсем юный паренек, но уже с орденами. Он топит баню для немцев, но там разлегся старшина и орет, что с такой поганью он в бане мыться не будет. Паренек заходит и просто молча смотрит на него. Старшина съеживается, скулит и сдается. Сама четверка немцев великолепна. Чего стоит один только бывший студент теологического факультета, когда он стоит в разрушенной бомбежкой церкви, смотрит на иконы и вспоминает заученные молитвы. Лысеющий, обстоятельный плотник, который дал себе слово никого не убить на этой войне. Почтальон, который на гражданке мечтал стать цирковым артистом, а в Вермахте его поставили к пулемету и заставили выкашивать очередями набегающих русских. Сбитый летчик-бомбардировщик, экипаж которого застрелился в страхе перед русским пленом, а сам он струсил и живет теперь с раздвоенным сознанием. В избе фронтового генерала портрет Сталина очень гармонично смотрится с образами в красном углу. Отдельно проведен мастер-класс для Михалкова Н.С. как правильно показывать сиськи в фильме про войну. Единственную фальш в картину пропихнула советская сторона, утвердив на роль фронтовой телефонистки Маргариту Терехову в ее единственном амплуа "..лядь на сложных щщах", но ее там не так много. (сиськи, если что, не ее). |