Alextpp
BANNED | Редактировать | Профиль | Сообщение | Цитировать | Сообщить модератору Блог компании Southbridge Будущее здесь Интервью Космонавтика Научно-популярное Порой у владельца IT-бизнеса или опытного IT-специалиста может появиться шальная мысль: «А не поучаствовать ли мне на ТВ в каком-нибудь шоу или дать интервью, чтобы пропиарить свой продукт или компанию? Так сказать, воспользоваться федеральным медийным ресурсом и выйти на широкую аудиторию». Мысль эта покажется практичной и рациональной только тому, кто не знает «внутреннюю кухню» современного телевидения. Для тех, кто отважился разок попробовать, на повторное предложение реакция будет однозначной: «Лучше гремучую змею за хвост подёргать или попрыгать с парашютом с пятого этажа — там хоть результат будет предсказуемый». Антон Первушин, известный писатель и журналист, популяризатор и исследователь космоса и истории космонавтики (книги «Последний космический шанс», «108 минут, изменивших мир», «Юрий Гагарин: один полёт и вся жизнь», «Космическая мифология. От марсианских атлантов до лунного заговора») согласился поделиться личным опытом, что бывает, если дать длинное и научно-адекватное интервью телеканалу, как телеканал его использует, и какую «пользу» профессионал любой области может получить, если свяжется с современным ТВ. Здесь и далее личное мнение и оценки Антона Первушина. Назови хотя бы пять интеллектуальных программ на российском ТВ, которые бы делали «люденов», а не «пролов». Тут надо говорить не о конкретных программах или передачах, а о политике руководства. Дело в том, что даже на самых ответственных каналах периодически выходят передачи и сюжеты, которые выглядят сомнительными с точки зрения людей науки. Ошибки сценаристов, актуальная хайповая тема, выбор продюсеров, влияние государственной идеологии — всё это в той или иной степени способствует «проникновению» псевдонаучных или лженаучных фильмов на ТВ. К этому можно отнестись с понимаем при условии, если руководство канала не только декларирует серьёзный подход к популяризации и просветительству, но и подтверждает его большинством выпускаемых в эфир фильмов. Мне кажется, к таким ответственным российским телеканалам можно отнести «Культуру», «Звезду» и «Мир». Впрочем, я телевизор почти не смотрю — только в исключительных случаях, а сам «ящик» использую для просмотра иностранных сериалов через интернет. В моей семье тоже никто не смотрит, а всю необходимую информацию мы получаем через сеть. Поэтому я могу что-то не знать и буду благодарен, если подскажете, какой из федеральных каналов наконец-то опомнился и перестал гнать лажу. У тебя не возникает ощущение, что ТВ честно выполняет задачу «хлеба и зрелищ», а если нет «хлеба», то побольше зрелищ, треша, угара и абсурда. Я уже с ностальгией вспоминаю времена, когда были «Угол-шоу» и «Окна с Нагиевым». Да, это казалось дном. Но мы явно ошиблись. Что «дном» ты назовешь сейчас? Если смотреть ретроспективно, то как раз в те времена, когда было мало «хлеба», «зрелища» выглядели более достойно. Хватало интеллектуальных программ. Да хоть ночные «Диалоги с Александром Гордоном» вспомни! Я, кстати, в своё время скупил всю серию книг, изданных по этим «диалогам», и к букинисту их нести не собираюсь. Мне думается, мы сейчас вошли в фазу стремительного и глубокого «обуржуазивания» российского общества. Но, как ожидалось, этот процесс сопровождается и негативными последствиями — деградацией качества информационного поля. Ещё один фактор — возникновение хайп-экономики, когда ценностью становится даже заведомо недостоверная информация, если она вызывает ажиотаж. Никто не несёт ответственности за «вбросы», зато имеет свою копеечку с рейтинга. «Дном» я (и не только я) считаю канал Рен-ТВ. Но и другие, похоже, стремятся к той же славе. Например, ТВ-3, который я когда-то уважал, превратился в лженаучного клона. Лучше бы они оставались каналом фантастического и остросюжетного кино — возможно, в таком случае я его смотрел бы. Кстати, когда я работал с ребятами на ТВ-3 в лучшие времена, то спрашивал, зачем они в любой фильм на научно-популярную тему пихают всякие бредовые гипотезы, ведь можно интересно рассказывать и без них. И получил ответ: продюсеры считают, что без «гипотез» никто смотреть не будет. Мы, дескать, ориентируемся на бабушек, а им это надо. Я не шучу, так и было сказано: «ориентируемся на бабушек на лавочке». Слушайте, но ведь условным бабушкам малоинтересна почти вся ваша сетка — они предпочитают старое кино и всякие разговоры за жизнь с грязными подробностями, но это тематическое поле захвачено главными каналами, вам туда не влезть. Может, всё-таки ориентироваться на наше поколение — рождённых в 1970-е, которые всё ещё уважают серьёзную аналитику и ответственную популяризацию? Ведь нас много, мы активны и кредитоспособны. Нет? Вот и получается, что ТВ работает на определённую таргет-группу — и в результате мировоззрение этой таргет-группы, несмотря на всю её карикатурную условность, навязывают всем остальным. Я помню ты крепко схлестнулся с Игорем Прокопенко. Расскажи, пожалуйста, как развивалась борьба ТВ со здравым смыслом. История такая. В лучшие времена я довольно охотно сотрудничал с телевидением. Соглашался бесплатно давать интервью, причём сам — дурак такой! — за свой счёт ездил из Петербурга в Москву на съёмки. Мне, конечно, думалось, что участие в документальных фильмах и телепередачах поспособствует росту моей популярности как писателя, опять же новый необычный опыт и так далее. В декабре 2011 года я имел неосторожность дать интервью Анне Колодезневой для фильма о Луне: её загадках, происхождении, изучении. Мне было сказано, что речь идёт о научно-популярной программе, и я без колебаний согласился. Колодезнева загодя прислала мне вопросы, и я нормально подготовился. Запись шла в форме интервью и заняла где-то около часа. По предшествующему опыту я знал, что в фильм войдёт всего несколько фрагментов. Так и получилось: режиссёр оставил шесть небольших высказываний, два из которых касались американской программы «Аполлон». Фильм вышел в эфир в начале февраля 2012 года под названием «Апокалипсис – Луна» и мне не понравился. Он поверхностный, в нём на полном серьёзе обсуждается множество сумасбродных и давно отвергнутых гипотез. Например, в нём заявлено, что на Луне есть база инопланетян, а американские астронавты вступили с ними в контакт, поэтому подробности экспедиций «Аполлон» были засекречены. В общем, я не горжусь участием в этом фильме, но он, по крайней мере, не оскорблял меня как эксперта. Снялся в нём и ладно — можно забыть и заняться более интересными делами. Однако в январе 2016 года я узнал, что фрагменты интервью, которое давал Колодезневой — те самые, которые касались программы «Аполлон» — появились в фильме Игоря Прокопенко «День шокирующих гипотез. Как американцы Луну украли». Даже из названия видно, что известный телеведущий выступил здесь, как сторонник теории «лунного заговора», то есть взялся доказывать, что американцы не летали на Луну. Мои коллеги по цеху популяризаторов космонавтики, конечно, не упустили повода позлословить и посмеяться в мой адрес. С Прокопенко к тому моменту им было всё ясно, но никто из коллег не ожидал, что я соглашусь сниматься в таком кино. Я почувствовал себя не просто дураком, а дураком в квадрате, но не видел способа как-то повлиять на Рен-ТВ, ведь я всё же согласился сняться у них. В то же время фрагменты интервью продолжали размножаться делением, появляясь то в одном фильме на канале Рен-ТВ, то в другом. Терпение моё лопнуло после того, как известный популяризатор Александр Соколов ехидно прислал мне скан страниц из книги Прокопенко «Тайны древних цивилизаций» 2015 года издания, в которых опять цитировались те же фрагменты, что и в фильме. При этом они были помещены в контекст, из которого становилось ясно: эксперт лжёт! Вот тут я разозлился по-настоящему. Пошёл в «Буквоед» у станции метро «Чёрная Речка», рядом с которой живу, и пролистал там книги Прокопенко. И обнаружил, что он использовал те же фрагменты ещё и в книгах, изданных в 2016 году под названиями «Великие тайны Вселенной. От древних цивилизаций до наших дней», «Солнце, Луна, Марс» и «Тайны космоса», Потом с помощью интернет-поисковика я установил, что Прокопенко вставил те же фрагменты в свои поздние книги «Тайны человека» и «Тайны космоса», но теперь без указания авторства, то есть пошёл на прямой плагиат! В общем, коллеги помогли мне найти и нанять юриста, который от моего имени подал в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга иск на Игоря Прокопенко и ОАО «Петропечать», которое управляет магазинами «Буквоед». Я потребовал убрать названные книги из магазинов и выплатить мне компенсацию — за нарушение авторского права и нанесение морального ущерба. Мы, кстати, сразу подозревали, что по первому пункту я вряд ли получу удовлетворение. Российская версия закона об авторском праве очень запутанная и на самом деле позволяет многое, поэтому решение в нашу пользу может быть принято только при определённой благосклонности судьи. В то же время требование компенсации за моральный ущерб казалось нам «железобетонным», но… увы. Суд продолжался очень долго: состоялось восемь заседаний. С движением дела вы сами можете ознакомиться по ссылке. И мы… проиграли. Госпожа судья вообще проигнорировала требование защитить мою репутацию. В ходе процесса сторона ответчика выставляла меня то нанятым актёром, то каким-то аферистом, который получил от телеканала деньги и решил заработать на теме ещё раз, то автоплагиатором, который «ворует» сам у себя. Абсурд? Абсурд, но мы проиграли. И апелляцию нашу, в которой мы указали на самые очевидные ошибки судопроизводства по делу, тоже отклонили. |