Власти Украины неизменно подчёркивают, как для них важно стать полноправным членом Евросоюза и НАТО, однако на деле установили крепкие экономические отношения с Китаем. Причём настолько крепкие, что за срыв сделки по покупке завода «Мотор Сич» Пекин может нанести Киеву очень болезненный удар Двигатель раздора Пекин помог Киеву сохранить «Мотор Сич» как таковой, да и, казалось бы, у сторон есть все условия для плодотворного сотрудничества в авиаотрасли, но в действительности получилось всё с точностью да наоборот — эта история только рассорила страны. В 2017 году СБУ заблокировала сделку по продаже акций «Мотор Сич» и возбудила дело по статье «подготовка к диверсии», узнав о планах предприятия и инвесторов построить в Поднебесной завод по производству и обслуживанию китайских двигателей, а весной 2018-го суд наложил арест на 56% акций предприятия, из-за чего владельцы активов так и не смогли приступить к управлению предприятием. Представители Пекина указали на нарушение украинской стороной международных обязательств, закреплённых в межправительственном соглашении между Украиной и КНР от 1992 года. Тем не менее, азиаты попытались урегулировать спор мирно — они согласились передать 25%+1 акцию «Мотор Сич» харьковской DCH Group олигарха Александра Ярославского, но украинская сторона и эту сделку заблокировала, а Ярославский стал фигурантом дела о госизмене. Китай оценил ущерб, нанесённый такими действиями Киева, в $3,5 млрд и подал на Украину в международный арбитраж, как и предписывает межправительственное соглашение о поддержке и взаимной защите инвестиций. Дальше — больше. В январе 2021 года президент Украины Владимир Зеленский ввёл санкции в отношении китайских инвесторов (Ван Цзиня и компаний-инвесторов «Мотор Сич»: Skyrizon Aircraft Holdings Ltd, Hon Kong Skyrizon Holdings Ltd, Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co. и Beijing Xinwei Technology Group Co): их активы заблокировали, на проведение торговых операций наложены ограничения, а на вывод капиталов за пределы Украины, сделки с ценными бумагами, эмитенты которых находятся под ограничениями, — запрет. Кроме того, Ван Цзинь в течение 3 лет действия санкций не сможет получить украинскую визу. «Вопрос (о «Мотор Сич». — Ред.) не в Китае. Вопрос даже не в том, как были куплены акции «Мотор Сич» при бывшем президенте, при Порошенко. Проблема в том, что мы не имеем права продавать контрольный пакет стратегического оборонного предприятия Украины какой-либо стране. В период моего президентства этого не будет», — заявил тогда Зеленский в интервью телеканалу HBO. В марте 2021-го Совет национальной безопасности и обороны принял решение национализировать завод, то есть отобрать у частных владельцев и вернуть в собственность государства. Китай может нанести несокрушимый удар Украине Урегулировать разногласия вокруг «Мотор Сич» стороны могут, во-первых, по дипломатическим каналам, но, судя по последним событиям, этот ресурс исчерпан, следовательно, можно переходить к механизму, закреплённому в соглашении о поощрении и взаимной защите инвестиций между КНР и Украиной от 1993 года, то есть к арбитражному порядку разрешения споров: одного арбитра назначает Киев, второго — Пекин, а ещё один должен быть из третьей страны, имеющей дипломатические отношения и с Украиной, и с Китаем. В то же время пункт 5 статьи 21 договора о правовой помощи между Украиной и КНР позволяет не признавать и не исполнять иностранное судебное решение, если оно наносит урон суверенитету, безопасности или общественному порядку страны, где запрашивается признание. В связи с этим, по мнению руководителя пекинского офиса China Window Consulting Group Александра Зайнигабдинова, рассчитывать на сколь-нибудь значимую компенсацию, несмотря на явную несправедливость действий властей Украины по отношению к китайским инвесторам, не приходится. «Вложили деньги, есть договор, деньги перевели, договор не исполнен в результате действий третьей стороны (правительства Украины и СБУ). Любой международный арбитраж встанет на сторону инвестора. |