Константин Панюшкин: «Будут две новые нитки «Турецкого потока»?» Алексей Миллер: «Я сейчас не буду говорить, сколько их будет, ниток, мы должны сначала определиться, конечно же, с объемом. Но, в любом случае, это новые газотранспортные мощности через Черное море, в коридоре «Турецкого потока», с созданием торгового хаба на границе Турции и границе Европейского Союза». Константин Панюшкин: «В какие сроки?» Алексей Миллер: «Вы знаете, мы достаточно быстро строим уже морские газопроводы. «Северный поток — 2» мы достраивали полностью сами, и никто нам не помогал, мы реализовывали этот проект уже на последней завершающей стадии вообще без технологического и технического участия зарубежных партнеров, это делал только «Газпром». Поэтому я могу сказать, что технически и технологически для нас это не представляет никакого труда. Мы вообще-то начинали в Черном море проект не «Турецкий поток», а «Южный поток», да? И могу сказать, что наша проектная документация под мощность 63 миллиарда кубометров газа уже проработана. Что касается турбин, конечно же, это будут турбины российского производства, конечно же, та ситуация, которая сложилась на компрессорной станции «Портовая» с турбинами компании Siemens, когда, извините, у компании Siemens есть только один завод для капитального ремонта в Канаде, которая ввела санкции. Так вот на сегодняшний день нет ни одной работающей турбины на компрессорной станции «Портовая», и в связи с этим вопрос в отношении восстановления «Северного потока — 1», он, как вы понимаете, отягощается еще и тем, что фактически надо строить тогда новую компрессорную станцию уже под другие, российские турбины. Те расчеты предварительные, которые сделаны, они показывают, что, вы знаете, гораздо быстрее можно построить все заново. И никто не сказал о том, что наши европейские партнеры или Германия желают восстановления взорванных ниток. Это первое. Второе, есть регуляторные вопросы, есть вопросы санкционные, есть вопросы юридические. И есть вопросы экономические. Мы не допущены до сих пор к месту аварии, но надо понимать, что по скорости, как газопроводы теряли давление, понятно, что это произошел полный разрыв трубы. Что это значит? Это значит, что труба на очень большое расстояние, в настоящее время, в частности, в сторону России заполнена морской водой. Это беспрецедентные ЧП, это беспрецедентные террористические акты. Эксперты говорят о том, чтобы восстановить работу после такого террористического акта, надо фактически отрезать очень большой кусок трубы, на большом расстоянии, и фактически на этом участке строить новый участок. А чтобы восстановить целостность, ее надо поднимать, эту трубу. А вы понимаете, одно дело, когда труба полая, да, и другое дело, когда она на сотни километров заполнена морской водой. Это совершенно разные и технические, и технологические задачи. |