VdV
Moderator-адвокат дьявола | Редактировать | Профиль | Сообщение | Цитировать | Сообщить модератору Лицо с обложки статья из 9 номера журнала Game.EXE Цитата: Карточный веер зарубежных издателей, всплывающие проекты-тезки, стремительно скользящая во времени по направлению к Дню Страшного Суда дата релиза — вот только ИЗВЕСТНЫЕ проблемы производства «Саботажа». А сколько их милосердно осталось за кадром! Но выделка даже столь многострадального прожекта рано или поздно подходит к концу. Скоро вы увидите «Саботаж» в магазинах родины. Наша версия датируется июнем 2004 года, она помечена как 1.0, в ней есть полные титры с благодарностями бета-тестерам (изрядное количество оплачиваемых бета-тестеров!) и богу Кришне лично. И вот, налетав свои положенные 40 часов, я сижу перед клавиатурой и легонько вибрирую. Я не знаю, что вам сказать. Мне очень, очень страшно. Говорят, великие затейники Трэй Паркер и Мэтт Стоун (да, парочка, что делает «Сауф-Парк»), снимая свой новый антитеррористический боевик Team America (все роли в нем исполняют куклы), жестоко пошутили над комитетом продюсеров. На первом показе отснятой пленки, когда в фильм уже было вбухано чудовищное количество времени, денег, ресурсов, перед продюсерами появился ужасный задник с изображением Эйфелевой башни, на фоне которого двигалась уродливая кукла. Зал огласил истошный продюсерский вопль: «Господи боже мой, как же они нас поимели!!!» Продюсерам, кстати, повезло. Камера отъехала назад, явив удивленным зрителям великолепно сделанного кукольного кукловода, устраивающего кукольное же представление перед десятками кукольных жителей кукольного города. А вот что касается людей, коснувшихся «Саботажа»... Мы видим скверный футуристический город из мультфильма про Громозеку. Статисты бредут по его узким улочкам-желобам, как покупатели в супермаркете или зомби в фильме Дж. Ромеро (разница, впрочем, микроскопическая). На них пиджаки с модными заплатками, доспехи, скафандры и экзоскелеты. Все мужчины переваливаются, как бывалые космические волки. Все женщины — калифорнийские красавицы с неприличными татуировками. В небе плывут спичечные коробки. Над дорогами парят мыльницы. Обложки русских изданий зарубежной фантастики атакуют. Понимаете, «Саботаж» выглядит, как ваш худший ночной кошмар. И дело даже не в том, что ховеркрафты, пешеходы и заботливо распределенный Настоящий Городской Мусор появляются и проваливаются в небытие в шести шагах от нас, словно дело происходит не на ПК, а на PS2 с ее ничтожной оперативной памятью. Не в том, что даже Либерти-сити из GTA был куда более детализированным. Это, в конце концов, не только шугер, но и РПГ, а в ролевой игре целое важнее частностей. Город Чудес — всего лишь наполнитель, он должен восприниматься не в деталях, а как одно большое яркое пятно. Черт с ними, с подробностями. Но именно такой предстает Настоящая Фантастика, Настоящий КиберпанкЪ, в воспаленном подростковом воображении (или романах г-на Лукьяненко). Это то самое место, та самая Имперская столица, где все жители разгуливают с выведенной на сетчатку картой города, общаются посредством встроенной в мозг электронной почты, но пьют пиво из высоких жестяных банок с «ключиком» и делают снимки «Поляроидом». Да-да, «Поляроидом»! На каждом бедре бластер, на каждом животе татуировка, в каждой шее аугментация. Ужасное предчувствие о сюжетной линии «Саботажа» коснулось меня. И точно, в обмен на нужную информацию бармен попросил меня вытащить его дочку из стрип-клуба. О господи... Гильдия Наемников. Боже ты мой! Арена Смерти. Иисусе! Подземное Логово Хакеров (нет-нет, правда!). Христос Всемогущий! На текущий миг эволюции компьютерные игры, кажется, обзавелись самосознанием. У них есть связи с кино и книгами, они в состоянии отличить штамп от нештампа, клише от неклише, они изучили ловушки и законы многих жанров. Они перестали быть компьютерными играми из фильмов и телевизионных шоу, прекратили выстраивать отношения по системе «принесенный с соседнего склада ящик — полезный инопланетный артефакт», стараются не облачать своих персонажей в футболки с надписью «Сюжетный Механизм»... «Саботаж» отбрасывает нас к середине девяностых, когда любой бармен владел Ключом к Военной Базе, любой продавец порнографии умел изготовлять фальшивые документы, а в каждом вставном квесте содержались по два субквеста с нарастающим в геометрической прогрессии идиотизмом целей. Нет, ребята. В самом деле, сейчас так нельзя. Смешные акценты, как известно, не помогают борьбе с национальными (или жанровыми) стереотипами. «Саботаж» косноязычен, как книжка издательства «Центрполиграф»,а может быть, даже книжка серии «Альтернатива». Любая оригинальная русская игра должна быть переведена с английского, это понятно. Переводчик — тяжелая и одинокая профессия, текста в игре много (сценарист обожает линейные «нелинейные» диалоги с наборами однотипных реплик), а еще вывески, а еще меню... Но когда один и тот же квартал Scarlet Place зовется то Алыми Огнями, то Алым Дворцом (!!!), когда многоствольный ручной пулемет проходит у нас как «Бензопила «Октава» калибра 7 мм» (Chaingun, ВЫ ПОНЯЛИ?), КОГДа ОДИН И ТОТ же бар называют ТО «Красной руКОЙ», ТО «Кровавой лапой», когда на реплику бармена «ты не знаешь, кто это?» герой или героиня отвечают «ни одной» (any ideas, вы осознали?)... Играть в «Саботаж» можно только одним способом: переводить все фразы обратно на английский, а потом переводить с английского самостоятельно. Я не буду рассуждать о причудах озвучания (зачем, скажем, ответственная за голос героини девушка то и дело оглашает опцию Exit в диалогах?), о том, что во второй половине игры звуковое сопровождение ни разу не попало по фразам в протоколе (некая замысловатая рас-синхронизация). Это, наверное, можно как-то поправить к релизу. А вот выбросить в корзину весь «перевод» — едва ли. Геймплей «Саботажа» выстроен вокруг одной находки, од-ного-единственного полезного скилла — гало-ускорения. Леди и джентльмены, перед нами первый шугер от первого лица, в котором невозможна жизнь без slo-mo. FPS и раньше экспериментировали с рапидом (мощной, расширяющей сознание киносубстанцией), но как-то не очень уверенно. Для героя «Саботажа» рапид значит все. Только с ним можно успеть уклониться от вражеских пуль, пропустить над головой неспешно плывущий в воздухе плазменный импульс, подпрыгнуть, в полете точно поразить в середину лба пять врагов из мелкокалиберного пистолета, выхватить «утреннюю звезду» и, приземлившись, огреть шестого недруга шипастым шаром на гибком стержне. Игровой процесс есть менеджмент блоков питания, от которых работают гало-ускорение, стелс-режим и аптечка. Много блоков на себе не унесешь. Но зато можно унести много аптечек. Путем комбинаций татуировок (о-о, этот неторопливый процесс растатуировывания героини! и аугментации время действия гало можно увеличить, энергозатраты на это дело понизить и т.д. Есть еще маленькие хитрости: скажем, при использовании ручного пулемета надо сначала дать стволам раскрутиться, а потом уже включать гало... На улицах поддерживается довольно специфический правопорядок — любой горожанин с лазерной винтовкой «Один» в руках и морген-тштерном за поясом чувствует себя хорошо защищенным законом. Если, понятно, жмется к стене, придерживается самых светлых и открытых улиц и улепетывает как заяц, завидев цвета уличных банд. Да, с такой концепцией хорошей компьютерной игры не получится. Слишком напоминает банальную городскую жизнь. На машину вы накопите не скоро, так что надо топать, брести, плестись по набитым зомби желобам, глазами выискивая труп, который можно обобрать, бродягу, которого можно застрелить за несколько очков опыта, мимо равнодушных женщин, мимо защищенных силовыми полями ховекрафтов, мимо закрытых дверей, прислушиваясь к отдаленным выстрелам, размышляя о будущем, в котором — саботаж на заводе, внедрение в вооруженные силы, подрыв запасов топлива для звездолетов, семнадцать эпизодов, две сюжетные развилки, три концовки и много ки-бер готической архитектуры. Отложим в сторону все проблемы. Пропустим игру через сто пятьдесят ментальных патчей. Рассмотрим «Саботаж» в идеале. Для шутера в нем слишком мало происходит на поверхности. Бои — чистая условность, прицеливайся в голову и нажимай курок в режиме замедления. Если игра идет не на мастерство маневра и не на реакцию, тогда на что она идет? Для РПГ здесь слишком мало всего внутри. Три скилла — это несерьезно. Ролевая игра может быть неприглядной и даже схематичной, но в ней должно шуршать множество шестеренок. «Саботаж» — вещь поверхностная. В ней нет глубины, как нет ее в твердой обложке фантастического романа. Все это отчаянное количество часов вы будете нырять на очень мелком месте. При перепечатке ссылка на Forum.Ru-Board обязательна |
---------- Любовь к себе — это начало романа, который длится всю жизнь. Оскар Уайльд |
|